Что такое специфические ошибки письма?
Дети приходят в первый класс, учатся читать, писать, и тут родители начинают замечать, как им кажется, нелепые ошибки у своих чад. Успокаивая себя, мамы и папы начинают объяснять эти ошибки личностными качествами детей: не слушает объяснение учителя, невнимателен при письме, небрежно относится к работе…
На самом деле, в основе этих ошибок лежат более серьезные причины, которые приводят к возникновению разного типа специфических ошибок. Откуда появляются эти нарушения? Такой вопрос задают себе многие родители, столкнувшись с подобной проблемой. Итак, какие причины могли вызвать эти нарушения?
В первую очередь надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия (умение различать на слух звуки речи), лексико-грамматических сторон (наличие словаря, соответствующего возрасту, и умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи), звукопроизношения на разных этапах развития являются основными причинами нарушений чтения и письма.
Некоторые факторов, которые могут привести к нарушениям чтения и письма, которые вас должны насторожить.
- Если у вашего ребенка были сложности при рождении и в первый год жизни.
- Если ребенок левша.
- Если он – переученный правша.
- Если ребенку ставили общее недоразвитие речи, по речевым показаниям он посещал логопедическую группу.
- Если имеется соматическая ослабленность (часто болеет).
- Если он слишком рано пошел в школу.
- Если выявлена недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа.
- Если вы заметили проблемы с мелкой моторикой ребенка (неловкие пальчики).
- Если в семье говорят на двух и более языках.
- Если ребенок имеет вялую артикуляцию, то есть нечеткое произношение.
- Если он заторможен или у него, наоборот, повышенная активность.
- Если у него есть проблемы с вниманием, памятью.
Вкратце о тех ошибках, на которые вам следует обратить внимание.
Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и своиошибки:
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д, п – т, а – о, д – у, л – м, и – у, т – ш, ш – щ, х – ж, в – д, и – ш, и – п, Е – зеркальная Е.
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи часто отражаются и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, е –ю ; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), шуски (сушки), сыплята (цыплята).
4. Родители часто радуются, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточной сформированности фонетической стороны речи и фонематического восприятия может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописанные слова.
5. Часты при дисграфии ошибки застревания (персеверации): За замом росла мамина. ( Задомом росла малина.), предвосхищения, упреждения (антиципации): Дод небом лолубым.(Под небом голубым.)
6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет), Луба (Люба).
7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.
8. Кроме этого, дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку,
игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.
Если все перечисленные ошибки носят не системный характер, а встречаются в диктанте 1-2 раза (например, 1-2 раза пропустил букву в слове), то это говорит о невнимательности ребенка. Если же ошибки повторяются систематически, то это говорит о наличии у ребенка дисграфии - специфического нарушения письма.